О способах защиты торговой марки на рынке e-commerce мы подробно рассказали в статье «Как защитить товарные знаки в Интернет». Но, из более чем трехлетнего опыта работы Price Control в сфере защиты прав интеллектуальной собственности на торговую марку, можем утверждать, что есть ряд причин, по которым досудебное решение этого вопроса не всегда приводит к желаемому результату.

Что мешает защитить права на торговую марку?

 

  1. Торговая марка официально не зарегистрирована.

К сожалению, это касается некоторых украинских производителей. Есть производство, есть уникальный бренд, под которым выпускают продукцию, но о законной регистрации торговой марки вовремя не позаботились.

Например, Вы владелец небольшого завода, который выпускает умывальники «Мойдодыр»***.  Распространяете продукцию оптом через официальных дистрибьюторов. Те, в свою очередь, отгружают ее своим контрагентам – офф-лайн и интернет-магазинам, которые соблюдают Вашу коммерческую политику.  Все идет хорошо, бизнес растет, а подумать о том, чтобы  торговую марку «Мойдодыр» официально зарегистрировать и получить соответствующие документы, у Вас не было времени.

Вскоре Ваша продукция появляется в тех интернет-магазинах, с которыми ни у Вас, ни у Ваших контрагентов нет договоров о сотрудничестве. При этом, нелегальные продавцы не только продают ее дешевле рекомендованной цены, но не предоставляют сервисное и гарантийное обслуживание. Со временем репутация Вашей продукции и продажи падают, и Вы уже на пути к разорению.

В этом случае защитить свои права на интеллектуальную собственность невозможно ни досудебными, ни судебными методами, потому что прав этих просто нет.

Кстати, любой, кто захочет зарегистрировать торговую марку под идентичным названием и в тех же классах, может стать ее правообладателем.

Методы, которые можно использовать в данной ситуации – это доброе слово и переговоры с недобросовестными продацами о соблюдении ценовой политики компании.

 

  1. Официальные представители иностранных брендов не имеют документов, подтверждающих право на защиту торговой марки.

Ежегодно в Украину заходит до 20 новых иностранных брендов.  По словам руководителя департамента стратегического консалтинга компании Ukrainian Trade Guild Константина Олейника, это связано с падением потребительских настроений в Европе и развитием электронной торговли.  Крупные международные ритейлеры выходят на новые потенциально прибыльные рынки.

Новые бренды открывают офф-лайн магазины параллельно с продажами в Интернет. Объем продаж на рынке e-commerce ежегодно увеличивается, и также растет количество фактов незаконного использования торговых марок.

Как показывает практика, в ряде случаев официальные дистрибьюторы иностранных брендов не могут защитить права торговой марки по причине отсутствия необходимых документов. Охранное право на иностранные бренды в Украине будет действовать при выполнении необходимых условий.

Во-первых, торговая марка должна быть обязательно запатентована в Украине.

Во-вторых, иностранный правообладатель бренда должен передать права на использование и защиту прав на свою торговую марку по лицензионному договору или доверенности.

Зачастую иностранный владелец бренда выдает компании-дистрибьютору сертификат или свидетельство о том, что компания является официальным представителем ТМ. Для защиты бренда в досудебном или судебном порядке такой документ не является подтверждением прав интеллектуальной собственности на торговую марку.

 

  1. Иностранная торговая марка не зарегистрирована в Украине.

Регистрация торговой марки имеет территориальное действие. То есть, если она зарегистрирована в Украине, то охрана будет действовать только в ее пределах.

Но, так как Украина является участницей Мадридского соглашения о международной регистрации знаков, согласно которому действует интернациональный механизм оформления прав на торговые марки, любой иностранный правообладатель бренда может получить на нее право собственности и в нашем государстве, в том числе.

Страны, в которых торговой марке предоставлена правовая охрана, указаны в международном реестре.

Казалось бы, все просто. Но в действительности бывает не так.

Компания-дистрибьютор иностранной торговой марки, например, «NEMO»*** продолжительное время продает ее на украинском рынке, в том числе и в Интернете. Компания обнаружила случаи незаконного использования продукции «NEMO», и приняла решение запретить недобросовестным интернет-магазинам торговать данной торговой маркой.

Но, в процессе подготовки претензионных документов к продавцу-нарушителю выяснилось, что торговая марка «NEMO» не зарегистрирована в Украине, поэтому правовая охрана ей не предоставляется.

 

В этой статье мы рассмотрели три основных причины, в силу которых охранное право на торговые марки не действует в Украине. Есть еще немало мелких нюансов, которые могут стать препятствием на пути защиты бренда: отсутствие апостиля на доверенности от иностранного правообладателя, регистрация торговой марки произведена в одной стране, а сертификат дистрибьютору выдан компанией из другого государства, торговая марка зарегистрирована на физическое лицо, а документ о передаче права компании-производителю не зарегистрирован. Казалось бы, это мелочи, но как говорится, дьявол кроется в мелочах.

 

Если Вы обнаружили несанкционированное использование Вашего бренда и приняли решение незамедлительно действовать, обратитесь к нам. Специалисты Price Control не только проконсультируют, какие документы необходимы для защиты прав на торговую марку, но и проведут все мероприятия по досудебному решению вопроса, а при необходимости и судебному.

 

*** Названия торговых марок вымышлены. Все совпадения случайны.

Хотите узнать подробнее или получить консультацию? Свяжитесь с нами!

Причины, по которым методы защиты торговой марки не работают

+38 (094) 892-51-25
info@www.pricecontrol.com.ua