Самыми частыми нарушениями, заставляющими правообладателей брендов предпринимать всевозможные меры по защите интеллектуальной собственности в сегменте e-commerce, оказывается продажа контрафакта, «серого» импорта и киберсквоттинг. Давайте попробуем выяснить, насколько реально уберечь свою торговую марку, и имеет ли смысл защита прав собственности в Украине.

По экспертным данным объемы продаж в интернете с каждым годом увеличиваются, а вместе с ними растет и количество случаев незаконного использования торговых марок среди магазинов-конкурентов. Основными товарами, которые в сети продают с незаконным использованием брендов, являются: элитные алкогольные, табачные изделия, одежда, обувь и сумки люксовых марок. Также, правообладателям часто встречаются компании, которые зарегистрировали доменное имя, совпадающее с наименованием бренда или продукта. Таких ушлых предпринимателей называют «киберсквоттерами».

Контрафакт

В отличие от стационарных магазинов, в интернете сложно отследить и пресечь продажу товаров с нарушением прав на торговую марку. Ни с товаром, ни с продавцом нет физического контакта. В судебном делопроизводстве отклонение требований относительно защиты прав интеллектуальной собственности в Украине происходит потому, что правообладатель прозевал возможность собрать доказательства нарушения.

Зачастую, минуя согласие правообладателей, нарушители используют известные названия брендов для популяризации собственных торговых площадок, привлечения клиентов, продажи реплик, подделок и пр. Это стало массовым явлением, потому что до момента непосредственного получения товара (первого физического контакта) покупатель не имеет возможности оценить качество и предположить происхождение изделий. Поскольку доменное имя самостоятельно не является объектом защиты, то недобросовестные продавцы выбирают для своих магазинов имена максимально схожие с названием оригинальных адресов. Однако, в судебной практике принимается во внимание время регистрирования и использования доменного имени. Для этого правообладателю в первую очередь нужно выяснить, когда был зарегистрирован адрес (название) магазина, и когда началась его эксплуатация конкурирующей стороной. В проверке этих данных вам могут помочь общедоступный сервис проверки доменов и архивирования сайтов.

Реалии борьбы с нарушением прав на товарные знаки в интернет-магазинах

Шаги для защиты прав собственности в интернете

Обнаружив, что торговая марка используется незаконно, нужно действовать незамедлительно, иначе сомнительный товар может быть удален. В первую очередь владельцу бренда или его представителю необходимо обратиться к нотариусу и зафиксировать контент сайта, а также приобрести товар, вызывающий подозрение. Товар и сопровождающие его документы, предоставят возможность подтвердить связь между торговой практикой нарушителя и онлайн-магазина.

Далее устанавливаем персоны нарушителей: администратора доменного имени и владельца сайта. Информацию о последнем можно получить, изучив товарный чек, сопровождавший купленный товар, или данные со страницы в социальных сетях или самого сайта.

Поскольку администратор доменного имени сайта имеет доступ и возможности прекратить незаконную эксплуатацию названия бренда, то установление его личности является приоритетной задачей. Адвокатское требование, направленное регистратору доменного имени упростит дело только в том случае, если это касается имен первого и второго уровня. Регистраторов доменных имен третьего уровня закон не обязывает сохранять подлинные данные об администраторах сайтов. В этом случае стоит обратиться в правоохранительные органы и привлекать к сотрудничеству владельца интернет-магазина, который точно располагает всеми данными об администраторе.

«Серый» импорт

Наиболее эффективным способом защиты интеллектуальных прав для правообладателя будет внесение своей торговой марки в Таможенный реестр. Уже на этапе ввоза таможенная служба известит правообладателя и задержит маркированный торговым знаком товар. Данных собранных таможенной службой будет достаточно для своевременного обращения в суд.

Киберсквоттинг

Этот вид нарушения прав на бренд связан с регистрацией доменных имен близких к названиям популярных марок, для дальнейшей продажи правообладателям. Понять, что вы столкнулись с киберсквоттингом, можно изучив контент сайта: он будет либо нейтральным, никак не связанным с коммерческими действиями, либо и вовсе пустым.

Для успешной борьбы с киберсквоттером нужно доказать отсутствие намерений для использования доменного имени по назначению. Зафиксируйте у нотариуса сайт и документы, в которых сквоттер предлагает правообладателю выкупить доменное имя.

Сквоттеры также часто регистрируют в качестве доменного имени название новых или популярных товаров, которые пока не продаются в нашей стране. Также, это могут быть слоганы или врезающиеся в память части рекламных компаний. Поэтому действовать на опережение – самая действенная стратегия для защиты прав собственности в интернете. Уже на стадии запуска новых товаров и их рекламных компаний производителю желательно определить наиболее сильные составляющие и позаботиться об их заблаговременной регистрации в качестве торгового знака.

Для выявления нарушителей, вам помогут сервисы мониторинга рынка и защиты объектов интеллектуальной собственности в Украине Price Control, услугами которого можно воспользоваться уже сейчас.

Хотите узнать подробнее или получить консультацию? Свяжитесь с нами!

Реалии борьбы с нарушением прав на товарные знаки в интернет-магазинах

+38 (094) 892-51-25
info@www.pricecontrol.com.ua