Главным трендом карантина стал стремительный рост онлайн-покупок. Если до эпидемии века эксперты говорили о постепенном развитии интернет-торговли, то сейчас отмечают двойное увеличение доли e-commerce в обороте всего за год.

Миллионы покупателей вынуждены приобретать новый навык – покупать товары в интернете. Многим пришлось преодолеть свои страхи и за покупками, в том числе, продуктами и товарами первой необходимости, выходить в сеть. Продукты питания в онлайн раньше покупали редко и на большие чеки. Сейчас сходить за продуктами в интернет-магазин – становится стандартным поведением, вроде «в магазин за хлебом и молоком».

Несмотря на ослабление карантина и возвращение оффлайн магазинов в привычное русло, у многих покупателей привычка, сложившаяся за несколько месяцев, приобретать все необходимое в онлайн, так и осталась.

Наступление маркетплейсов

Карантин дал зеленый свет стремительному появлению новых интернет-магазинов и масштабированию крупных игроков рынка. Основной мировой тенденцией стало развитие маркетплейсов. К тому же, они стали наиболее востребованы покупателями в период пандемии.

Мировой лидер Amazon показал, что формат маркетплейса дает возможность охватить большой сегмент рынка и быстрее масштабироваться. По прогнозам экспертов к концу 2020 года половина американского рынка интернет-торговли будет принадлежать Amazon.

В России уже сформировалось более 10 ключевых маркетплейсов, как мультикатегорийных, так и нишевых. Среди них Lamoda, Wildberries, Ozon и др.

Активнее стали развиваться маркетплейсы и в Украине. Крупные интернет-магазины, такие, как Алло, Эпицентр и др. стали предоставлять свою платформу для внешних продавцов и расширять ассортимент.

В прошлом обычный интернет-магазин Розетка (Rozetka.com.ua) стал одним из самых популярных маркетплейсов. В период карантина в ассортимент была введена услуга доставки курьерами продуктов питания «до дверей». За две недели марта 2020 г. Розетка увеличила продажи товаров для фитнеса – на 250%, товары для творчества – на 280%, настольные игры – на 156% и книги – на 40%. На маркетплейсе представлено до 4 млн. товаров, а сторонние продавцы генерируют до 25% продаж.

На маркетплейсе «Алло» (allo.ua), который изначально был создан как магазин электроники, сейчас помимо собственого широкого ассортимента товаров, представлена и продукция партнеров.

Интернет-магазин фото-аппаратуры и бытовой техники F.ua постепенно перерос в маркетплейс. Сегодня здесь можно приобрести любой товар, начиная от косметики и заканчивая кормом для животных.

На маркетплейсе Skidka.ua представлены товары от крупных интернет-магазинов Украины, США, Европы и Китая. А партнерами маркетплейса являются такие серьезные игроки e-commerce, как MakeUp, LaModa, LeBoutique и др.

Бурное преобразование интернет-магазинов в маркетплейсы с огромным количеством товарных позиций, привлекательными предложениями, любыми видами платежей и способов доставки, программами лояльности и кэш-бэками, по прогнозам экспертов, приведет к вытеснению средних и мелких игроков с рынка.

«Куда податься бедному» … продавцу?

Маркетплейсы – будущее украинской интернет-торговли?В период экономической и эпидемиологической нестабильности переход торговли в онлайн – это аксиома. Но для преобразования небольшого розничного магазина в онлайн площадку нужны немалые затраты. Необходимо вложиться в создание сайта, в размещение на хостинге, рекламу и продвижение. Даже при хорошей рекламе пройдет минимум год, пока новый интернет-магазин появится в первой пятерке страниц поисковой системы Google.

Поэтому остается один выход, чтобы найти своих покупателей и нарастить продажи — выйти на маркетплейс.  Чтобы продавать на маркетплейсе, достаточно создать свой товарный каталог с фото, описаниями и ценой товара. А все остальные затраты – на seo-оптимизацию, логистику, продвижение берут на себя маркетплейсы.

Конечно, эти «плюшки» — не бесплатно. Каждый мерчант платит комиссию. Размер комиссии и за что ее нужно платить зависит от условий маркетплейса. Например, Розетка берет комиссию с мерчантов за каждый проданный товар. На Prom.ua, где можно создать полноценный магазин, стоимость услуг зависит от количества товарных единиц – минимальная цена до 6 тысяч гривен в год, максимальная – до 12 тысяч гривен в год.

Демпинг на маркетплейсах

Модель бизнеса, которую используют маркетплейсы, предполагает демократические цены. Даже новинки иногда предлагают чуть-ли не по закупочной стоимости. В отличие от небольших интернет-магазинов они могут себе это позволить по причине хороших скидок и бонусов от поставщиков. Кроме того, сторонние продавцы, которые размещают товар на маркетплейсе, из-за высокой конкуренции на площадке зачастую активно демпингуют.

Администрация торговых площадок, как правило, не несет ответственности за продавцов и не применяет никаких штрафных санкций к нарушителям. Особенно это касается чистых маркетплейсов, вроде Prom.ua, Zakupka.com и др. На этих ресурсах самая высокая конкуренция. Многие продавцы реализуют один и тот же товар, а покупатель выбирает, где подешевле.

Расцвет демпинга на маркетплейсах приводит к отклонению от коммерческой стратегии вендора и обесцениванию бренда. Предотвратить такой исход можно, если регулярно проводить мониторинг маркетплейсов и контролировать цены. А в некоторых случаях идти и на крайние меры – убирать продукцию торговой марки вендора с витрины продавца.

Маркетплейсы – будущее украинской интернет-торговли?Price Control разработал эффективные инструменты для регулярного автоматизированного мониторинга маркетплейсов и ежедневного контроля цен.

Хотите узнать подробнее или получить консультацию? Свяжитесь с нами!