description

С явлением демпинга, по роду деятельности, мы сталкиваемся ежедневно. Уже несколько лет подряд становимся свидетелями того, как из-за демпинга рынка одни закрывают бизнес, а другие занимают лидирующие позиции. В этой статье мы предлагаем разобраться, что такое демпинг, причины его появления, каковы его цели, последствия и как противостоять демпингу конкурентов.

Содержание:

  1. Что такое демпинг
  2. Цели демпинговых цен
  3. Виды демпинга
  4. Что делать, если конкуренты демпингуют
  5. Последствия демпинга для производителей
  6. Плюсы и минусы демпинга
  7. Антидемпинговые меры

Что такое демпинг: виды, последствия, плюсы и минусы

Что такое демпинг

Понятие демпинга появилось в 30 г. ХХ века, а сам термин использовался, как обозначение распродажи неликвидных товаров, но впоследствии его смысл изменился.

Демпинг (от анг. Dump — сброс) – это продажа товаров или услуг по умышленно заниженным ценам, иногда ниже их себестоимости. Демпинг часто связывают с внешнеэкономической торговлей.

Согласно ст. VI Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, «демпинг – это поставка товара на экспорт по цене ниже стоимости аналогичного товара на рынке страны-экспортера…»

А в ст. 1 антидемпингового Регламента Европейского Союза закреплено такое значение демпинга: «Товар считается демпинговым, если его экспортная цена при поставке в Сообщество ниже сопоставимой цены на аналогичный товар при обычном ходе торговли, установленном для страны экспортера». Проще говоря, компания-импортер поставляет за рубеж товар по более низкой стоимости, чем продает в своей стране и при этом не испытывает значительных убытков. Таким образом,

ДЕМПИНГ – это не только торговля по ценам ниже себестоимости,
но и значительно ниже средних по рынку.

Во всем мире демпинг, как метод конкурентной борьбы, считается недостойным, так как неизбежно влечет за собой убытки и разорение для других компаний. Но всегда ли низкие цены считаются демпингом?

Когда снижение цен не является демпингом

Факты
В 1908 году Генри Форд выпустил на рынок автомобиль, который стоил вполовину дешевле, чем у других производителей Америки. Автомобиль выпускался в одном цвете, был долговечен и надежен, и большинство американцев могли позволить его себе купить. В дальнейшем цена падала все ниже, в 1924 году она опустилась с 850 долларов до 290. Даже карета, в которую запрягали лошадей, стоила почти 400 долларов.

Очевидно, что назначить низкую цену и достичь успеха компания Ford смогла за счет снижения издержек на производство.

Снижение цен можно назвать демпингом при наличии двух условий:

  • демпинговая цена не связана с уменьшением себестоимости производства товара;
  • продавец умышленно реализует товар по низким ценам для привлечения покупателей, что негативно отражается на конкурентах.

При отсутствии хотя бы одного из условий демпинга цен не будет.

Цели демпинговых цен

Основными целями компании, маркетинговая стратегия которых демпинг цен, это:

  • устранение конкурентов;
  • завоевание ниши в своей сфере деятельности на новом рынке;
  • сбыт излишков товаров со склада;
  • выход из кризисной ситуации;
  • расширение базы розничных клиентов и привлечение лояльных клиентов.

Устранение конкурентов

Для достижения быстрого результата достаточно применить ряд простых действий и отхватить львиную долю рынка:

  • резко снизить цены, что повлечет отток клиентов и доходов у конкурентов;
  • подождать, пока часть конкурентов разорится, а затем снова поднять цены до уровня безубыточных и диктовать свою ценовую политику.

Пример демпинга
Что такое демпинг: виды, последствия, плюсы и минусы

Такую стратегию для устранения конкурентов по всей Америке применил в 30-х годах прошлого столетия Джон Рокфеллер. Благодаря упорному демпингу цен на нефтепродукты он стал монополистом всего топливного рынка.

Выход на новый рынок

Демпинг цен – единственный способ привлечь потребителя к своему товару, независимо от того, компания только появилась на свет или решила освоить новые рынки сбыта.

Пример демпинга